Версия для
слабовидящих

Статьи


Я горячо поддержал идею создания ГУОР

В.Г.Бауэр, кандидат педагогических наук

В.Г.Бауэр, кандидат педагогических наук. Работал тренером школ олимпийского резерва, на различных должностях в Спорткомитете СССР.
С Я.Я.Костюченко я знаком более 37-ми лет, еще со времен его руководства сборной командой СССР по гребле. Когда я работал начальником Управления спортивных резервов в Госкомспорте, Яков Яковлевич познакомил меня с мэром Бронниц А.А.Сыроежкиным. Тот как раз завершал строительство спортивной базы на озере Бельском. Я горячо поддержал идею создания училища, видел энтузиазм мэра города и тренеров. Зная результаты и квалификацию бронницких тренеров, я прекрасно понимал, что должен быть специализированный центр подготовки спортсменов высокого класса, чтобы существовала преемственность в том, что уже достигнуто, и в дальнейшем развитии. Я знал людей, которые хотели сделать конкретное дело, и, конечно, меня привлек заряд А.А.Сыроежкина. Аргументы в пользу открытия училища олимпийского резерва в Бронницах были довольно вескими: материально-технические возможности, подкреплённые наличием одной из лучших гребных баз, 14 футбольных полей и одно искусственное (этому могли позавидовать многие субъекты Российской Федерации). В городе работали высококвалифицированные тренеры – Я.Костюченко, В.Гусаров, Е.Кучеров; существовали традиции в подготовке спортсменов высокой квалификации, среди которых олимпийский чемпион А.Дегтярев и призеры мировых чемпионатов и регат – Т.Коршунова, И.Вааг, И.Ковалев.
Идею бронничан я передал В.В. Громыко, в то время заместителю председателя Госкомспорта. Ведь именно он решал вопрос об открытии училища на федеральном уровне. Московская область тогда эту идею не поддержала.
Тем более что к тому времени, начиная с 1968 года (тогда советские спортсмены уступили пальму первенства в неофициальном командном зачете зимней Олимпиады в Гренобле и Олимпийских играх в Мехико), специалисты и ученые, правительство страны пришли к мнению, что систему подготовки спортсменов необходимо обновить. В результате распоряжением Совмина РСФСР было принято решение об открытии в 1971 году пяти общеобразовательных школ-интернатов спортивного профиля. В первые годы становления ведущее место в учебном и тренировочном процессе занял Ленинградский спортинтернат. Именно он стал основной базой повышения квалификации специалистов и руководителей спортинтернатов. Появившийся первым Центр олимпийской подготовки пловцов осуществлял успешный эксперимент: освоение программ 9-10 классов за три года, т.е. 11-летнее обучение.
Совмин СССР рекомендовал Минпросу и Спорткомитету СССР продлить срок профессиональной подготовки спортсменов в условиях спортинтерната с 12-летним обучением. И в 1988 году спортинтернаты были преобразованы в училища олимпийского резерва и переданы из системы просвещения в прямое ведение Госкомспорта СССР. Обусловлено это было следующей необходимостью: в УОР обучение завершалось к 19-20 годам, в то время как средний возраст олимпийской сборной России составлял 22,8 года.
В связи этим же в мае 1998 года Министерством общего и профессионального образования России был утвержден государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (три курса) с квалификацией «педагог по физической культуре и спорту», что позволило увеличить возраст обучающихся.
Возвращаясь к истории открытия бронницкого училища, хочу отметить, что на мою голову тогда посыпались бесчисленные обвинения в том, что результат может быть нулевым, а деньги будут «выброшены на ветер». Но сегодня ГУОР г.Бронницы занимает 1-е место по подготовке чемпионов среди 44-х училищ страны и 7-ми федеральных. По эффективности ГУОР – лучшее.
В нем в настоящее время проходят подготовку 90 спортсменов, 63 из них – высококвалифицированные спортсмены, 67 - кандидаты в сборную команду России, что составляет 74,4%.
В 2010-м году воспитанники ГУОР, выступая на международных соревнованиях, показали 33 результата в первой шестерке, во всероссийских соревнованиях - 303 таких результата.
Перечисленные успехи стали возможны при сложившейся системе детско-юношеского спорта, ее взаимодействии с ГАФК, федерациями по видам спорта. Регулярно стали проводится всероссийские соревнования и международные встречи спортсменов, достойно отстаивающих честь на соревнованиях различного ранга.
Сегодня материальная база училища привлекает не только глянцем побед, но и прекрасно оборудованным общежитием, столовой, медицинским центром, разумным устройством спортивного, учебного и воспитательного процессов. Дружный и сплоченный, высокопрофессиональный коллектив ГУОР абсолютно соответствует необходимым требованиям подготовки спортсменов высоких результатов. Комплексное решение задач образования, воспитания и спортивной подготовки – результат плодотворной работы коллектива ГУОР города Бронницы, его тренеров-преподавателей, педагогов общеобразовательных дисциплин, воспитателей, специалистов и обслуживающего персонала, административных работников органов управления образованием, физической культурой и детско-юношеским спортом. Во многом на результат тренерской «боевитости» работают энтузиазм, любовь к трудному, но благородному делу спортивного педагога.
Вечная память и благодарность за помощь в открытии и развитии ГУОР главе города Бронницы Александру Алексеевичу Сыроежкину.


Статья подготовлена издательской группой "Круглый стол"  2011 г.

Опубликовано в  15:55 | 22 сентября 2014